План:
- 1. История создания
- 2. Виды
- 3. Преимущества и недостатки
- 4. Перспективы развития железнодорожной отрасли
- 5. Яркие примеры
1. История создания
Железнодорожный мост, согласно определению, - это сооружение, искусственно созданное человеком, для переезда состава от пункта А в пункт Б, для преодоления неровностей земного рельефа (реки, овраги, проливы и пр.). На линиях метрополитена сооружают метромосты. Железнодорожный мост обеспечивает движения поездов путём укладки рельсов, шпал, и других материалов верхнего строения пути на земляном полотне.
Оглянувшись назад, в многолетнюю историю развития железнодорожного транспорта, можно наблюдать превалирующее значение каменных мостов. Так, в 19-м столетии камень играл наиболее значимую роль в организации работ железнодорожной инфраструктуры.
Положительные свойства материала преобладают над отрицательными (см. п. 3). Каменные мосты пользовались популярностью за счёт своих конкурентных преимуществ. Однако следует отметить, что в связи с развитием научно-технического прогресса, уже в начале XXI в. можно наблюдать превалирующее значение мостов, сделанных из стали, бетона и железобетона.
2. Виды
Различают виды жд мостов: эстакада, виадук, акведук. Чуть подробнее о них, ссылаясь на словари.
*Эстака́да – вид железнодорожного моста, посредством которого транспортное средство поднимается вверх, на другой уровень шоссе. Представляет собой сооружение преимущественно из свай, служит для поднятия моста над землёй и разветвления дороги.
*Виадук – мост через ущелья, долины и овраги.
*Акведук – мост, по которому осуществляется перевод трубопроводов, гидроэлектрических каналов через самые непроходимые участки рельефа (овраги, шоссейные дороги, речные долины и т.п.)
*Эстакада – сооружение, посредством которого осуществляется поднятие вверх дороги, проходят морские суда.
3. Преимущества и недостатки
Исходя из материала строительства моста, он обладает присущими ему качествами и, соответственно, преимуществами и недостатками. Рассмотрим основные свойства для каждого типа мостов.
Вид моста |
Преимущества |
Недостатки |
Деревянный |
Простая установка Низкая стоимость Быстрота сооружения |
Малый срок службы Угроза возгорания при пожаре Сложность эксплуатации |
Металлический |
Высокая прочность Малый вес Простота конструкции, деталей |
Во избежание коррозии, необходимо прилагать большие расходы на эксплуатацию Значительный расход металла |
Железобетонный |
Долговечность Низкая себестоимость содержания |
Большой вес В связи с этом, необходимость протяжения опор |
Каменный |
Долговечность Надёжность Низкая стоимость содержания Высокий уровень шумоизоляции |
Большой вес Трудоёмкость в строительстве Ограниченная длина пролёта |
4. Перспективы развития железнодорожной отрасли
Эволюция мостового строительства продолжается и поныне. Планируется переход на более надёжные, отвечающие запросам современности, средства передвижения. Таким образом, революция 5.0 коснулась и ж/д отрасли. Развитие дорог повлекло за собой новую эпоху в транспортной индустрии, послужило толчком к созданию качественно новых, инновационных технологий и их применения в реальной действительности.
5. Яркие примеры
Наиболее яркие примеры строительства мостов:
v Крымский мост, соединяющий п-ов Крым и п-ов Тамань.
v Амурская опора: между Российской Федерацией и КНР.
v Переход «Нижнеленинское – Тунцзян» (исторически «Шёлковый путь»)
* Великий Шёлковый путь (Средние века) – дорога, соединяющая Средиземноморье и Восточную Азию), по которому перевозился преимущественно шёлк.