Паравоз

Внедрение искусственного интеллекта в железнодорожном строительстве

1.  Пилотные технологии на российском рынке поездов

2.  Исследования и разработки в области ИИ: ключевые пункты

3.  Тренды развития отрасли в России и на международном рынке

 

1.  Пилотные технологии на российском рынке поездов

Стремительное развитие технологий в рамках революции 5.0 позволило посмотреть на решение проблем практически во всех сферах жизнедеятельности человека на качественно другом уровне. Процессы протекают более быстрыми темпами, и мир вынужден адаптироваться к ним. Передовые страны уже используют научно-технические разработки и данные исследований, применяя их в разных отраслях промышленности. Не является исключением и железнодорожная отрасль. Происходит активное внедрение новых наработок. В числе первых стран по использованию искусственного интеллекта в железнодорожном строительстве выступила Россия.

В 2020 году началось тестирование поездов с применением ИИ-технологий. Так, запустили пилотный проект по применению нейронных сетей и технического зрения на поездах. С помощью данных технологий, предполагается уменьшить процент аварийности на железных дорогах. Это достигается за счёт:

  • обнаружение объектов (люди, семафоры, пути, стрелки)

  • сбор и обработка текущей информации в процессе движения

  • своевременное оповещение машиниста об опасности

  • в случае отсутствия его реагирования, система самостоятельно предпринимает рекомендуемые действия

Также компания разработала ряд инновационных решений для поездов.

2.  Исследования и разработки в области ИИ: ключевые пункты

Перечислим наиболее важные разработки, основанные на искусственном интеллекте, прошедшие испытания:

  • виртуальный помощник маневрового диспетчера. Применяется с целью снижения времени простоя вагонов на сортировочных станциях до 20%;

  • цифровой помощник для маневрового диспетчера. Применяется с целью управления самой сортировочной станцией;

  • искусственные нейронные сети. Предназначены для планирования работы ж/д сортировочной станции;

  • беспилотные технологии и управление ими на поездах.

  • квантовая сеть. Применяется для безопасной передачи данных.

В процессе тестирования была сформирована многофакторная предиктивная (предсказательная) модель, с помощью которой удалось достичь оптимальных показателей. Данная модель требует дальнейшего изучения.

3.  Тренды развития отрасли в России и на международном рынке

На сегодняшний день определились некоторые тенденции в области применения искусственных технологий в железнодорожной отрасли.

3.1.  Цифровые технологии и интернет вещей (IoT)

Преимущества/возможности использования включают предотвращение схода поездов с рельс в результате смещения путей и температурных колебаний, посредством надлежащего контроля. Проектируются «умные» рельсы и станции, которые позволят в будущем корректировать движение поездов, с последующим повышением их эффективности.

3.2.  RFID-система

Это система интеллектуального мониторинга и управления, которая использует в работе радиосигналы с RFID-метками. О них упоминается в данной статье.

С помощью RFID-системы осуществляется проверка безопасности и обновлений на текущий момент и слежение за температурным режимом. В результате происходит мониторинг состояния и учёта местоположения каждого вагона в любое время, что обеспечивает повышение сохранности грузов.

3.3.  Умные верфи

«Умные», или по-другому, интеллектуальные, верфи – это технологии, отслеживающие записи состава, состояние и дефекты оборудования и составных элементов поездов.  Оптимизирует укомплектование персоналом и точной объективной оценки повреждений. В результате повышается производительность работы подвижного состава, безопасность следования, сокращение времени оборота вагонов.

3.4. Водородный двигатель

Обеспечивает нулевой уровень выбросов используемого топлива в атмосферу, тем самым создавая наиболее благоприятную экологическую среду для человека. Страны Европы, Азии, Америки начали активно проводить исследования  в данной сфере как ориентир для технологии будущего.

3.5.  Гибридный локомотив

«Гибридность» заключается в соединении технологий и цифровизации. Предполагается, что управлять локомотивом можно будет онлайн, на основе телеметрических данных и технологии машинного зрения. Работа производится с помощью встроенных элементов, таких как оптические камеры, лидар, ультразвуковые датчики, вычислительные блоки обработки данных.

Результатом является экономия дизельного топлива до 30%, благодаря чему, продлевается жизненный цикл накопителя. Также важно отметить благотворное влияние на экологию.Опираясь на исследование от MarketsandMarkets, ожидается развитие рынка «умных» железных дорог в перспективе 2020 – 2024 гг. на 14 %.