Паравоз

Железнодорожная отрасль будущего

 План:

 

1.      Новые реалии: научно-техническая революция в 21 веке

2.      Поезда будущего

 

 

1.Новые реалии: научно-техническая революция в 21 веке

  

Следует признать, что буквально каждая отрасль вступила в новый век с новыми реалиями, которые достигнуты, благодаря научно-техническому прогрессу (НТП). Так называемая «Революция 5.0» внесла коррективы во все сферы деятельности: экономику, социальную сферу, культуру, промышленность, железнодорожную отрасль и многие другие. Развитие цифровых технологий повлияло на качество жизни и привело к ускорению всех процессов жизнедеятельности.

 

Рассмотрим основные направления развития железнодорожной отрасли:

  

Инновации и управление информационными системами,

Маркетинговая, экономическая и финансовая работа,

Защита населения,

и другие.

 

Основные преимущества, которые создаёт НТП:

   

      v  Благодаря совершенствованию технологий, удалось достичь снижения себестоимости, с последующим понижением издержек производства,

      v  Улучшение качества и комфорта в обслуживании, как грузоотправителя, таки грузополучателя,

      v  Модернизация технического оборудования на железнодорожных станциях.

Как отдельное направление, следует отметить чартерные* перевозки внутри Российской Федерации.

* Чартерный рейс означает перемещение из одной точки страны в другую прямым направлением услугами туроператоров.

В этом случае предполагается, что  график поездов будет сбалансирован и эффективен. Положительным эффектом будет освоение новых зон для путешествий по России, что благоприятно скажется на работе туроператоров.

Однако есть проблемы при проведении чартерных перевозок: летний пиковый сезон поездок и путешествий; нестыковки с общественным транспортом (автобусными, трамвайными и троллейбусными маршрутами), условия возврата билетов.

Данный проект представлен правительству на рассмотрение. Положительной чертой является дальнейший процесс удешевления стоимости отдыха и, следовательно, доступности для наибольшего числа россиян. Ожидается введение льгот для семей.

Нельзя оставлять без внимания появление на железнодорожных ветках скоростных поездов «Ласточка». Так, например, если посчитать время сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом, то оно будет составлять в среднем 2 часа. Также в обозримом будущем ожидается внедрение составов, скорость которых будет достигать 360 километров в  час. Также стоит отметить дорогу Москва-Адлер, поезд идёт чуть меньше одних суток.

В настоящее время есть амбициозные проекты, связанные с высоким ускорением поездов. В результате проектируют новые железнодорожные составы в форме пули, которые могут преодолевать сопротивление воздуха в десятки раз эффективнее. Современные составы представлены во Франции и Японии, достигая при движении около 320 километров в час.

Есть проекты, разработанные И. Маском, например, «Hyperloop». Суть заключается в создании вакуумного пространства в тубе, где продвигаются жд составы. Тем самым создаётся наименьшее сопротивление воздуха, позволяющее достигать сверх-скорости свыше 950 километров в час. Форма локомотива будет сродни форме пули, которая движется на сверх-быстрых скоростях, благодаря овальной форме и обтекаемости. Однако этот проект на сегодня не рентабелен, вследствие слишком высоких затрат.

 

2.Поезда будущего

 

Что же нас ждёт в будущем? Существуют различные прогнозы экспертов, вплоть до самых фантастических. Скорее всего, понадобятся целые десятилетия для внедрения амбициозных планов в жизнь, в том числе, в железнодорожную отрасль.  Так, например, сейчас начали использовать искусственный интеллект (ИИ) в локомотивах. Создан пилотный проект, подразумевающий использование ИИ в кабинах: машинистам будет отведена роль контроллёров  за приборами, движением и торможением поездов.

Также предполагается внедрение магнитной подушки в поездах дальнего следования. Система предполагает движение состава, не касаясь железнодорожных рельсов. Это будет достигнуто за счёт свойств электромагнитного поля. Сегодня такая система апробируется и используется в некоторых странах (Китай и Япония). За счёт дороговизны системы и нерациональности использования, она мало популярна в мире. Возможно, в будущем магнитная подушка будет распространена в других странах.

Отметим и такой фантастический проект, как подводное движение поездов. Будут созданы подводные тоннели, по которым локомотивы будут преодолевать целые моря и океаны, двигаясь к месту назначения. Существует и такая «утопия», как прохождение жд пути внутри планеты. Однако на сегодняшний день данный проект не представляется возможным, вследствие отсутствия информации о свойствах магмы внутри Земли.

 

Наконец, третья идея для создания поездов будущего – гравитационное движение (по воздуху). Скорость такого состава на рельсовом полотне в этом случае может составить до 30 тыс. км/ч.