Кратко: История ж/д отрасли в СССР
История железнодорожной инфраструктуры – сложный, многоступенчатый процесс, берёт начало в XX веке. В давние времена существовали паровозы с паровой тягой. Передвижение было медленным, с выбросами вредных газов в окружающую среду, что налагало отпечаток на экологическую ситуацию.
Существенный прогресс в ж/д отрасли – создание электричества и применение на железной дороге. Данный этап можно охарактеризовать как революцию в научно-техническом прогрессе. С появлением электроэнергии изменились как скорость проезда, так и качество пассажирских и грузовых перевозок. Так, в конце XX века в СССР занимал I место в мире, обогнав западные страны и США по показателю электрификации на железнодорожном пути. К 1985 году в СССР насчитывалось более 40 тыс. км по протяжённости железной дороги.
В результате проводимых пятилеток сталинского режима (до 15 лет), в 50-60-х годах прошлого века, страна достигла высоких показателей. Так, более 8 тысяч км дорог были электрифицированы, что исполнило план по внедрению электричества на железной дороге. СССР дал вызов капиталистическому строю, которого придерживались западные страны, реализуя идеи социализма на практике. На начало 1960-х годов, согласно официальной статистике, СССР оставил позади США и западных партнёров по показателю электрификации на более чем 26 тысяч км.
При этом наша страна в эти годы занимала лидирующее в мире положение по экономичности использования железнодорожного транспорта.
Также Минэнерго вёл активную работу по модернизации линий, связывающих Москву с восточными территориями СССР: Западная Сибирь и Урал.
В результате развития новых технологий и их внедрения на железнодорожной дороге, можно выделить некоторые тенденции:
v Многократное увеличение скорости передвижения поездов,
v Улучшение качества передвижения, создание комфорта для людей,
v Улучшение экономических показателей,
v Эффективная эксплуатация ж/д транспорта,
v Благоприятное влияние на экологию и, как следствие, на окружающую среду.
В период плановой экономики, которой следовал СССР, результаты проводимой политики были оптимистичны. Так, например, протяжённость ж/д сети выросла в 2 раза, в то время как увеличение грузооборота составило около 60 раз! Себестоимость материалов верхнего строения пути также была на высоте: показатель сократился до 4-х раз, а в сравнении с США – до 3-х раз выше!
Эксперты рассматривают идею социализма В. И. Ленина как основополагающую, в том числе, для ж/д отрасли. Программу развития спрогнозировали на перспективу нескольких лет, что являлось долгосрочной стратегией на рынке МВСП. Тенденция первенства СССР также обязана «эффекту масштаба».*
v *Эффект масштаба – процесс производства, при котором по мере укрупнения производства снижается себестоимость затрат. Актуально для крупных производств.
В период Великой Отечественной Войны процесс индустриализации во многом способствовал победе СССР! В послевоенные годы страна восстанавливалась быстрыми темпами, благодаря увеличению промышленного производства. Заметим, что многие зарубежные страны, включая США, частично даже копировали советскую модель экономики СССР в ж/д отрасли и внедряли у себя как наиболее эффективную модель. Это в очередной раз доказывает, что можно многое почерпнуть из истории Советского Союза. Плановая экономика была во многом успешной и результативной во всех сферах промышленности.
В силу большой протяжённости России с Востока на Запад и с Севера на Юг, стране была нужна централизованная система управления. Огромные территории с природными богатствами России нужно было осваивать и сберегать всеми усилиями, с тщательной проработкой деталей.
Так, северные районы вечной мерзлоты нуждались в освоении и создавали большие трудности. Было вложено много средств для продвижения на Север СССР для строительства железнодорожного пути. Например, для перевозки полезных ископаемых с восточных территорий на западные, прокладывались железные дороги протяжённостью в 10 тысяч км, в минимальные сроки!
В СССР существовал так называемый «железный занавес»: страна была самодостаточной и не зависела от других государств. Границы были закрыты, поэтому контролировать процессы, протекающие во всех сферах жизнедеятельности, было намного легче (в том числе, железнодорожной отрасли).
Подводя итоги, можно резюмировать, что сегодня можно взять на рассмотрение много полезного из времён СССР. Опыт многих стран, в частности, Китая, который продолжил идти путем коммунистической идеологии, показывает действенность и эффективность плановой экономики. В настоящий день, есть все шансы на возрождение великой державы – Российской Федерации!
ООО «Малахит» реализует из наличия и под заказ рельсы, шпалы, крепёж и другие материалы верхнего строения пути. Контакты указаны
Наш опыт – 24 года!!!