Для начала небольшое вводное вступление по терминологии:
v Виртуальная сцепка — технология, которая позволяет регулировать движение поездов в интервальном порядке.
v Кассетный подшипник – это железнодорожный элемент со специальными роликами, применяющийся на осях вагонах, как грузовых, так и пассажирских.
v Хоппер – грузовой бункерный вагон, позволяющий самостоятельно разгружать сыпучие материалы, например, такие: торф, песок, цемент, руду, уголь и др.
v Полувагон — вид вагона, предполагающий перевозку грузов, устойчивых к погодным условиям. Крыша отсутствует.
v Платформы – вид вагона, используемый для перевозки крупногабаритных грузов, контейнеров и др. материалов, для которых не страшны воздействия внешней среды. У таких вагонов нет крыши, борта заниженные.
v Волати́льность — экономический показатель, характеризующий изменение стоимости на продукт.
Рис. 1. Хоппер Рис. 2. Платформа Рис. 3. Полувагон
Рис. 4. Подшипник
Перейдём непосредственно к анализу рынка материалов верхнего строения пути.
Сегодня набирает популярность технология виртуальной сцепки поездов. Она позволяет увеличить пропускную способность движения поездов, уменьшая интервал между попутными поездами. Если ранее этот показатель составлял 12 мин., то сейчас время сократилось до 7 минут. Получение информации производится за счёт цифрового радиоканала между движущимися поездами.
Стоит отметить повторяющуюся тенденцию и в 2023 году, согласно которой, распределены виды выпускаемых вагонов на рынке:
- 1 место – полувагоны,
- 2 место – платформы,
- 3 место – хопперы.
В 2023 году значительное влияние на производство грузовых вагонов также оказывают кассетные подшипники. На фоне санкционных ограничений, количество поставляемых подшипников снизилось. На данный момент наша страна не способна конкурировать с западными производителями таких деталей на 100%. В связи с этим, процент изготавливаемых инновационных вагонов в 2022 году снизился на 10%. Несмотря на это, Россия уверенно идёт вперёд! В 2023 году наша страна постепенно налаживает производство комплектующих кассетных подшипников для подвижного состава, с дальнейшей целью полного импортозамещения и независимости от зарубежных стран. К тому же, при реализации собственных деталей, ожидается снижение себестоимости железнодорожных составов.
Ещё одним немаловажным показателем для рынка МВСП является волатильность производства вагонов-цистерн. На 2022 год она составила около 10% и является высокой. Этому способствовали также экономические ограничения.
Это можно объяснить, во-первых, санкционными последствиями, накладываемых на Российскую Федерацию, во-вторых, неспособностью к полному импортозамещению. Для этого государство должно грамотно и компетентно управлять ж/д отраслью, формируя меры поддержки (субсидии, льготы, тарифные и др.). Планируется обновить парк вагонов, для устранения морального износа и замене инновационными единицами техники. Также предполагается заменить ввозимое из-за рубежа оборудование на отечественное.
Революция 5.0 позволила посмотреть на рынок МВСП под другим ракурсом. Уже вводятся беспилотные поезда, инновационные элементы железнодорожной сети (например, рельсы, композитные шпалы, и многое другое). От качества проводимой политики внедрения инновационных идей, зависит будущее нашей страны и объединение регионов между собой, сплочения России в единое целое.
Распределение движения поездов по стране можно «разбить» на 3 направления: Юг, Восток, Европа.
При этом движение в европейской части сильно упало (товарооборот снизился на 90%!).
«Обороты» набирает направление на Дальний Восток и Забайкалье, так называемый «Восточный полигон». Объёмы перевозок в прошлом, 2022-м, году – около 130 млрд. рублей. При этом сопутствуют изменения в инфраструктуре и новейших технологиях. Проводятся масштабные работы. Согласно стратегии развития «Восточного полигона», на 2023 од планируется нарастить провозные возможности около 170 млн. тон грузов. Время перевозки займёт около 1 недели пути, между крайними точками «Запад» - «Восток» России.
Относительно зарубежного рынка, в 2023 году главным партнёром по организации железнодорожного движения стал Китай. Провозимые грузы: руда, уголь, контейнеры, лес. Количество компаний, поставляющих строевой лес из России выросло вдвое!!! Это огромная проблема, которую нужно решать сейчас! Всю значимость уже оценило Лесное министерство. Главным решением проблемы может быть только сокращение реализации лесного сырья за рубеж, при создании множества перерабатывающих сооружений внутри Российской Федерации. Иначе могут быть осложнённые последствия!
Также происходит развитие сетевой нагрузки на Юг. Ключевые партнёры на 2023-2024 гг. – Казахстан и Монголия, Туркмения и Иран.
ООО «Малахит»: опыт работы на рынке – 25 года. Безупречная репутация.