План статьи:
1. Материалы всп старогодные (с/г, б/у): определение, функция при работе на железнодорожном пути и сравнение с новыми материалами
2. Выгоды при эксплуатации, основные правила
3. Влияние на окружающую среду
1. Материалы всп старогодные (с/г, б/у): определение, функция при работе на железнодорожном пути и сравнение с новыми материалами
Материалы верхнего строения пути (далее – МВСП) представляют собой железнодорожные материалы, укладывающиеся на земляное полотно (его ещё называют нижним строением пути). Главная функция – обеспечение безопасности движения поезда по рельсошпальной решётке, благодаря распределению нагрузки колёсных пар на нижнее строение пути (ссылка на статью – здесь).
Полный ассортимент железнодорожных материалов, таких как: рельсы, шпалы, стрелочные переводы, подкладки, накладки стыковые, болты, костыли, шурупы, противоугоны и другие материалы всп Вы можете посмотреть в данном разделе.
Различают новые и старогодные материалы всп.
Новые МВСП – железнодорожные материалы, вышедшие с завода и укладывающиеся в путь. Должны строго соответствовать ГОСТам, разработанным под каждый тип МВСП.
Старогодные МВСП – это материалы, бывшие в употреблении, изношенные и, как правило, не пригодные для укладки в путь на федеральных трассах. Характер износа определяют сотрудники железной дороги. Износ объясняется тем, что в продолжение использования рельсов, шпал и других материалов образуются неровности, шероховатости, заусеницы и другие дефекты, которые препятствуют должному прохождению поезда по железной дороге. Эксплуатация старогодных материалов всп угрожает безопасности прохождения состава. Поэтому их изымают и ремонтируют для повторной укладки в путь.
2. Выгоды при эксплуатации, основные правила
Согласно правилам содержания железнодорожного пути, старогодные материалы подлежат осмотру, снятию и маркировке в период до 50 календарных дней. Маркировку проводят путём нанесения несмываемой краски на шейку рельсов. Должна быть указана I/II/III/IV группы годности, показатели упрочнения и тоннажа. Группы годности на бывшие в употреблении (б/у) материалы изменениям не подлежат.
При этом мастера и бригадиры железной дороги составляют акт о состоянии б/у МВСП.
Материалы всп IV группы сдают в металлолом. К данному виду относятся рельсы следующих категорий:
- v Узкоколейные (Р-43 и др.)
- v С дефектом кода 40
- v С длиной неповреждённого участка длиной до 3 метров
- v С боковым износом до 1,5 см
- v С внушительным накатом
Рельсы IV группы годности (металлолом) подлежат сдаче в металлолом.
Рельсы I, II и III гр. могут быть повторно уложены после прохождения этапа строжки и фрезеровки.
*Строжка - процесс восстановления старогодных материалов путём специальной обработки поверхности металла на рельсах и других изделий.
**Фрезеровка, шлифовка – это процесс ремонта элементов верхнего строения пути с помощью вращательного и поступательного движения фрезы (режущего инструмента).
Наиболее значимые дефекты железнодорожных материалов:
- v Неровности в процессе изготовления на заводе
- v Дефекты профилей рельсов
- v Седловины
- v Механические повреждения
- v Смятия
- v Неровности в стыках рельсов
- v Отслоения
- v Деформации, в т.ч. при перепадах температур
- v И другие.
Приведём некоторые данные, касающиеся зависимостей класса пути и вида ремонта от типа шпал, указанные в таблицах ниже.
Таблица 1. Области применения деревянных шпал с/г.
Тип шпал |
Класс пути |
Вид ремонта |
I |
1 - 2 |
С, П |
I, II |
3 - 4 |
С, П, В |
III |
5 |
С, П, В |
Расшифровка:
v С - средний ремонт пути
v П - подъемочный ремонт пути
v В - планово-предупредительный ремонт пути с применением инновационных технологоий
Таблица 2. Области применения рельсов для укладки стрелочных переводов с/г.
Тип рельсов стрелочного перевода и степень годности |
Класс пути |
Р65 I |
3 (кроме главных путей), 4, 5 |
Р50 I |
3 (кроме главных путей), 4, 5 |
Р65 II |
4 (кроме главных путей), 5 |
Р50 II |
4 (кроме главных путей), 5 |
Также отметим, что укладка в путь старогодных материалов выгодна с экономической точки зрения. Покупка для укладки в путь имеет меньшую себестоимость. Поэтому снижаются затраты и повышается маржинальность.
3. Влияние на окружающую среду
Антропогенный фактор имеет отпечаток практически на все отрасли производства, включая железнодорожную. Так, например, 1 паровоз выделяет в атмосферу вредные вещества (азот, углерод, оксид серы и проч.) в таком объёме, сколько выделяют примерно 14 грузовых машин! Загрязняющие вещества выбрасываются в атмосферу в колоссальных количествах. Таким образом, идёт загрязнение воздуха в процессе сжигания топлива.
*Выходом из ситуации является эксплуатация электровозов, тепловозов, которые помогают сохранить экологию чистой.
Но движение поездов не ограничивается негативным воздействием на окружающую среду одних лишь выбросов вредных веществ. Также работа поезда влияет на воду, почву, людей (шум и вибрации).
Так, происходит загрязнение токсичным отработанными веществами водоёмов, водных источников в результате работы транспортных предприятий.
Влияние шума в результате стука колёсных пар о рельсы подвергает опасности здоровье людей, живущих близ ж/д станций. Предположительно, что шум оказывает влияние и на флору и фауну. Благодаря новым разработкам учёных, бесстыковой рельсовый путь в разы уменьшает негативное воздействие шума поездов на людей и экологию.
Доказано негативное влияние вибраций на здоровье людей. Источниками вибраций могут быть следующие факторы:
- Прокладывание бетона
- Придание формы ж/д изделий
- Масштабное производство конструкций
И, наконец, доказано влияние электромагнитного излучения, в результате работы трансформаторных подстанций, линий электропередач, электротяге.
Виды транспортных средств, влияющих на экологию:
- v Подвижной состав
- v Грузовой поезд
- v Пассажирский поезд
- v Рефрижераторный (с заморозкой) поезд
- v Автопарк
ООО «МАЛАХИТ» реализует рельсы, шпалы, крепёж и другие материалы верхнего строения пути. 21 год уверенно работаем на рынке МВСП.
Надеемся на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество!