План:
- 1. Требования к материалу для рельсов и вагонов
- 2. Классификация
- 3. Свойства сплавов
- 4. Химический состав
- 5. Маркировка
В статье приведена информация по материалу изготовления материалов верхнего строения пути, в частности, рельсов.
1. Требования к материалу для рельсов и вагонов
Рельсы железнодорожные и трамвайные изготавливаются из следующих материалов:
- Сталь – прокат. Наиболее часто – углеродистая. Однако переизбыток доли углерода в составе стали может привести к образованию хрупкости. Это нужно учитывать при прокладке рельсов
- Сталь литая. Для изготовления литых элементов вагонов
- Сплав алюминиевый. Для сборки частей вагонов для города и скоростных поездов, и для деталей для отделки вагонов изнутри
- Композитный материал. Инновационный материал. Подходит для изготовления шпал.
2. Классификация
Основная продукция из стали – рельсы. Перечислим их основные виды:
- v Железнодорожные
- v Крановые
- v Трамвайные
- v Для метро
Во избежание деформаций и для устойчивости к высоким нагрузкам, металлический материал, из которого изготавливаются рельсы, должен соответствовать показателям:
v Предел прочности: до 1 000 МПа
v Использование легирующих элементов*
v Температура нагревания рельсовой стали должна достигать 1 000оС
v Ударная вязкость** колеблется до 2,5 кг на 1 см2
v Прочность материала зависит от качества термообработки
* Легирование представляет процесс добавления в сплав добавочных компонентов, которые улучшают свойства материалов.
** Ударная вязкость – это свойство стали минимизировать давление на земляное полотно путём сопротивления к ударной нагрузке.
4. Химический состав
Таблица 1. Свойства химических элементов в стали
№ |
Химический элемент |
Свойства |
1 |
Mn, Марганец |
Улучшение механических свойств. Ударная вязкость металла увеличивается до 30%. Улучшается устойчивость к износу и твёрдость. Пластичность сплава сохраняется, твёрдая |
2 |
Si, Кремний |
Повышение структуры, увеличение износостойкости, твёрдости металла, долговечности рельс |
3 |
V, Ванадий |
Улучшение стойкости к механическим нагрузкам, сопротивляемость к износу |
4 |
N, Азот |
Ухудшение механических свойств стали, термопрочности, препятствует легированию |
5 |
P, Фосфор |
Нарушение целостности стали, возникновение трещин и сколов, увеличение хрупкости материала |
6 |
S, Сера |
Нарушение целостности стали, возникновение трещин и сколов, негативное влияние на термообработку |
5. Маркировка
Завод-изготовитель обязан маркировать каждое изделие (рельс).
Маркировка подразумевает метку арабскими буквами и цифрами:
v Тип
v Категория качества
v Марка стали
v Длина
v Отверстия болтовые
v ГОСТ
Коллектив компании «Малахит» работает на совесть! Укладываемся в сроки. Соблюдаем высокое качество.
У нас индивидуальный подход к каждому клиенту.