В данной краткой статье рассмотрим основные преимущества и недостатки бесстыкового пути в истории России, времён XX – XXI веков (эпоха СССР и современной России).
Для начала определимся с определением ж/д пути и проблемами его содержания.
Железнодорожный путь – это совокупность материалов верхнего строения пути, формирующих рельсошпальную решётку, по которой двигаются поезда. Для обеспечения его функционирования, высокой работоспособности и безопасности, требуется понести внушительные затраты. Главными его элементами являются рельсы (железнодорожные, трамвайные, крановые и др.), шпалы (деревянные и железобетонные, композитные и др.), крепёж (болты, гайки, шайбы, клеммы, шурупы, костыли, противоугоны и т.п.), накладки, подкладки, прокладки, стрелочные переводы и многие другие. (с полным перечнем материалов всп Вы можете ознакомиться в разделе «Справочная информация»).
От них зависит качество движения на пути.
Во избежание непредвиденных ситуаций на пути, железнодорожные работники должны тщательным образом проверять, всё ли в порядке, все ли детали качественны и уложены правильно.
Также проверяются поезда: работники простукивают детали локомотива и вагонов (колёсные пары и другие части). При этом нужно обладать утончённым музыкальным слухом, для выявления неполадок.
Имеет место быть финансирование для ремонта железнодорожного полотна и его деталей. Отдельное внимание отводится экономии себестоимости материалов верхнего строения пути и их укладке.
Одним из факторов снижения стоимости стал бесстыковой путь, созданный отечественными учёными.
Перечислим его преимущества, по сравнению с зарубежными странами:
- v Меньшее температурное колебание рельсов
- v Меньшие нагрузки на оси поездов
- v Большая грузоподъёмность вагонов
- v Отсутствие засорения балластной призмы (земляного слоя)
- v Применение костыльных скреплений
- v Применение лёгких рельсов
- v Длина бесстыкового пути не менее 800 м, в отличие от зарубежного
- v Ежегодные деформации рельсовых плетей минимальны (до 3 см)
- v Снятие температурного напряжения рельсов
Ввиду данных преимуществ, и с целью импортозамещения, отечественные разработки были приняты типовыми. рельсы соединялись уравнительными стыками. Но на этом разработчики не остановились. Они всё время работали над усовершенствованием железной дороги, для конкуренции с зарубежными партнёрами. Так, рельсовые плети бесстыкового пути удлинились на 150 м (до 950 м).
С течением времени, применение такого пути производилось на территории Дальнего Востока, Восточно-Сибирского плоскогорья, Западно-Европейской равнины.
Наиболее выгодным являлось преимущество рельсовых плетей перед обычными рельсами стыкового пути в плане уменьшенного минимум в 10 раз выхода из строя. Также стоит отметить, что ремонт материалов верхнего строения пути (прокладки, подкладки, накладки и т.п.) также более выгоден при первом способе укладки рельсов.
Согласно статистическим данным на начало 2000-х годов, в 10 раз уменьшился показатель схода вагонов на бесстыковых путях, как на деревянных, так и на железобетонных шпалах.
Однако есть и отрицательные моменты применения бесстыковых технологий. Например, деструкция рельсовых плетей. На это влияет не столько температурные колебания, сколько дефекты сварки рельсов.
На данный момент в Российской Федерации широко применяются типы скреплений:
- 1. Раздельное скрепление КБ-65
- 2. ЖБР-65
- 3. Анкерное скрепление АРС-4
- 4. Упругое скрепление КН-65
Эти виды скреплений сейчас на этапе усовершенствования, по причине многих недостатков.
Резюмируя, можно подвести итог: отечественные технологии, касающиеся как бесстыкового рельсового пути, так и работоспособности всего спектра материалов ВСП, на верном пути. Сейчас проходит этап усовершенствования конструкций рельсошпальной решётки. Взгляд в будущее позволяет надеяться только на положительные результаты в области российских инноваций. Учёные скрупулёзно выполняют свою работу, что позволит вывести российские железные дороги на новый, конкурентоспособный, уровень.
ООО «Малахит» осуществляет оптовую торговлю материалов всп на протяжении 11 лет.
Мы являемся добросовестными поставщиками, с положительной репутации. За всё время работы нареканий не имеем.
Заказать продукцию можно в разделе
ООО «Малахит» - Ваш уверенный и надёжный партнёр!