План статьи:
1. Определение
2. Типология скреплений по:
2.1. типу крепежа
2.2. характеру крепежа
2.3. функциональности
3. Типология промежуточного скрепления
1. Определение
Верхнее строение пути – сложный механизм, требующий особого, скрупулёзного подхода к строительству и ремонту. Насколько оптимально оно сконструировано, настолько слаженно будет работа проходящих по нему поездов. Важно не упустить ни одной детали при сооружении, иначе возможны аварии и убытки. Поэтому работа железнодорожников очень ответственна.
Железнодорожный путь состоит из многих составляющих. В статье расскажем о скреплениях, соединяющих рельсы и шпалы, их видах.
Рельсовые скрепления – элемент верхнего строения пути, выполняющий функцию прочности, надёжности и безопасности передвижения поездов по дорожному полотну.
Виды рельсовых скреплений разнообразны. Опишем основные.
2. Типология скреплений
2.1. По типу крепежа:
v Анкерные. Применяется на громоздких путях. Тяжёлые и фундаментальные. Требуется регулярная замена прижима в ходе эксплуатации (деформация вследствие трения). Применяются в метрополитенах, либо на путях с высокой загруженностью, и скоростных магистралях. Длительный срок эксплуатации, низкая себестоимость.
v Болтовые. Низкая себестоимость, универсальность. Требуется регулярный осмотр и ремонт по причине расшатанности при вибрации колёс состава о рельсошпальную решётку.
v Шурупно-дюбельные. Представляет собой стальной стержень, на котором обязательна резьба и головка 4-х или 6-ти – гранной формы.
2.2. По характеру крепежа:
v Прутковые упругие. С их помощью достигается быстрое передвижение состава. Универсальные, подходят практически ко всем видам ж/д полотна.
v Упругие пластинчатые. Состоят из небольшого количества элементов, тем самым требуя меньших затрат на изготовление и применение на пути. Уменьшают вибрацию рельсов на жд полотно при движении состава.
v Жёсткие. Высокая себестоимость по причине подверженности к быстрому выходу из строя. Требуется постоянный ремонт. Однако преимуществом является высокая надёжность при скреплении в рельсошпальной решётке.
2.3. По функциональности:
1. Подкладочные:
- Раздельные. При таком скреплении подкладка соединяется с с рельсом, а также с опорой, независимо от рельса. Фиксируют рельс к шпалам (деревянным, железобетонным и другим) посредством прокладки, которая крепится к ним поочерёдно.
- Полураздельные. Скрепление рельса с одной стороны рельса, как раздельное, а с другой стороны – как нераздельное
- Нераздельные. Рельс посредством подкладки соединяют с опорой. Нераздельные. Главное отличие от раздельных – крепление одним крепёжным изделием через одну прокладку.
В свою очередь делятся на:
- - костыльные. Просты и удобны в ремонте. Эксплуатация зачастую на звеньевом пути;
- - шурупные.
3. Смешанные. Рельс через подкладку соединяется с опорой, с которой самостоятельно крепится подкладка.
2. Бесподкладочные. Основное отличие от подкладочных – не используются подкладки под рельсом.
3. Типология промежуточного скрепления
Рельсовые скрепления на два вида по функциональности:
v промежуточные – соединяют рельсы со шпалами. Главное преимущество: высокая упругость при движении состава. Предотвращают наклон рельсов, либо отклонение от стандарта. Обеспечивают целостность и эффективность.
v стыковые – фиксируют стык рельсов, соединяя их между собой.
Рельсы стыкуются с помощью накладок (стальных, чугунных) с отверстиями для болтов.
Виды промежуточных скреплений на деревянных шпалах:
3.1. Костыльное скрепление. Предполагает крепление к деревянным шпалам рельсов.
Состоит из костылей путевых 16*16*165, 16*16*230, которые вбиваются в шпалы и соединяют с ними рельсы. По причине выхода из строя (развинчивость при вибрации), их необходимо периодически вбивать снова, а это удорожает ремонт пути.
3.2. Клеммно-болтовое скрепление. С помощью данного вида происходит прижатие шпал к рельсам с помощью подкладки железнодорожной. Используется крепёж (клеммы промежуточные ПК и болты), фиксирующий крепление.
3.3. Железобетонное скрепление
Представляет собой крепление рельса с помощью специальной скобы, выполненной из высокопрочной стали, прочно закреплённой к железнодорожной подкладке болтом.
ООО «МАЛАХИТ» реализует из наличия и под заказ материалы всп по г. Екатеринбург и России. Кредо компании: профессиональный подход и выполнение поставленных задач в срок. Работаем с 1999 года. За всю деятельность нареканий не имеем.