Урал – родина железных дорог Российской Федерации
Основные факты 1878 - 1953 г.
№ |
Дата |
Событие |
|
1834 г. |
Построена чугунная дорога и первый делижанец. Изобретение уральских крестьян |
|
1870-е годы |
Появление первого в стране железнодорожного строительства на Урале |
|
01.10.1878 г. |
Открылась ветка г. Пермь – г. Ниж. Тагил – г. Екатеринбург. Протяжённость: 714 км. |
|
1883-1885 гг. |
Введена в эксплуатацию железная дорога по направлению г. Екатеринбург – г. Тюмень |
|
1888 г. |
Дорогу по направлению г. Екатеринбург – г. Тюмень переименовали на «Уральскую» |
|
1933 г. |
На первый участок со станции г. Кизел на ст. Чусовскую пришло электричество |
|
1943 г. |
Дорогу по направлению г. Кизел – ст. Чусовская переименовали на «Свердловскую» |
|
1953 г. |
Одной из самых внушительных в СССР дорог стала Свердловская магистраль, соединившую Свердловскую и Пермскую железные дороги |
XIX век стал точкой отсчёта железнодорожного строительства в Российской Империи (современной России). Важное событие 1861 года – отмена крепостного права – перекликается с созданием уральскими свободными крестьянами первого паровоза и чугунного железнодорожного пути. данный отрезок дороги объединил реки Волга и Обь.
1869 год отмечен началом исследовательских работ, началом проектов по созданию нового железнодорожного полотна. Немаловажно то, что в это году горняки обнаружили залежи каменного угля, в связи с чем работы по созданию дорог требовали ускорения строительства Екатеринбургской ветки.
Зачастую местности, по которым прокладывали дороги, были представлены сложным рельефом: горы, сопки, лесные чащи, реки, озёра. Поэтому в большинстве случаев дорога стоила немало денежных средств, огромных трудов бедных сословий, времени, здоровья, в зачастую и вовсе жизней простых людей.
Так, например, образовалась железная дорога по маршруту Пермь – Екатеринбург (промежуточные пункты: с. Камасино, г. Кушва). Данный отрезок пути был наиболее трудозатратным. Заранее проводились специальные исследования местности и определение последующих работ: вырубка лесной полосы, снос домов и сооружений, постройка мест для ночлега строителей и многое другое. *
*Примечательно, что эта дорога также использовалась для перевозки пассажиров, которые в ходе поездки путешествовали, общались, делились впечатлениями, читали газеты. Соответственно, создавались вокзалы, расписания движения состава.
Особым сложным рельефом отличалась и Луньевская ветка, проходящая через горный рельеф. В ходе прокладывания пути был построен тоннель длиной 0,14 километров, ставший рекордным по протяжённости даже среди тоннелей Европы. Недаром наши инженеры всегда славились умом и смекалкой.
По мере освоения территорий страны, к дорогам стали примыкать заводы, промышленные и торговые предприятия. Территория охвата составляла Урал и Сибирь. Как следствие, компании наращивали производство и связь с другими субъектами России, укрепляя и развивая экономику.
В конце XIX века Екатеринбург уже был соединён веткой с Тюменью и Пермью. Затем данное направление было переименовано на Пермь-Тюменскую.
По мере разрастания железнодорожных путей, требовалось их восстановление и ремонт, либо появления новых направлений. Так, например, в начале XX века уральские инженеры и строители построили трассу, связывающую Екатеринбург с Кунгуром и Пермью. В 1 913 году открыли дорогу Омск-Тюмень, затем дорогу, связывающую г. Екатеринбург с Севером (выход на Северную магистраль), и, в конце концов, Северо-Восточную дорогу.
Так же требовали и ремонт железных дорог после 1917 года (Октябрьская революция), и особенно после Первой мировой войной (1914 - 1917 гг.), когда в ходе гражданской войны огромное число дорог было разрушено боевыми действиями. В это время мы потеряли множество станций, мостов, паровозов, вагонов (подвижного состава). В середине XX века идёт объединение Свердловской и Пермской веток в Свердловскую. Штаб-квартира: г. Свердловск.
Состояние Свердловской железной дороги и её развитие в XX веке
В ходе боевых действий в годы Первой мировой войны и в последующие годы, решения принимала военная власть. В период натиска американо-английских войск на европейскую территорию России, приходилось эвакуировать оборудование (паровозы, состав, связь, станции, пути, мосты и пр.) в Сибирь.
**Интересный факт: в начале Великой Отечественной Войны (далее - ВОВ) 1941 - 1945 гг., за период менее месяца был сооружен поезд-баня, состоявший из 10 вагонов и оснащённый всеми необходимыми принадлежностями для обслуживания необходимых потребностей военных.
В период Великой Отечественной Войны консолидировалось всё население России в помощь военным солдатам на передовой. Работали на износ. С завершением ВОВ произошло объединение отделений Свердловской железной дороги и продолжилось её развитие.
Новые вехи истории Свердловской ж/д в 1970-1975 гг.:
v Переориентация на тепловую тягу
v Строительство дополнительных рельсовых путей и их удлинение
v Перевод на электрическую тягу
v Развитие и появление новых депо
v Открытие Тюменской детской железной дороги
До нашего времени происходило постоянное развитие Свердловской железной дороги. В 2008 году ей исполнилось 130 лет. Примечательно также, что она была несколько раз отмечена почётными орденами за колоссальный вклад в устройство и работу железнодорожной сети в России.