Паравоз

История Свердловской железной дороги

Урал – родина железных дорог Российской Федерации

Основные факты 1878 - 1953 г.

Дата

Событие

 1

1834 г.

Построена чугунная дорога и первый делижанец. Изобретение уральских крестьян

 2

1870-е годы

Появление  первого в стране железнодорожного строительства на Урале

01.10.1878 г.

Открылась ветка г. Пермь – г. Ниж. Тагил – г. Екатеринбург. Протяжённость: 714 км.

 4

1883-1885 гг.

Введена в эксплуатацию железная дорога по направлению                      г. Екатеринбург – г. Тюмень

 5

1888 г.

Дорогу по направлению г. Екатеринбург – г. Тюмень переименовали на «Уральскую»

1933 г.

На первый участок со станции г. Кизел на ст. Чусовскую пришло электричество

 7

1943 г.

Дорогу по направлению г. Кизел – ст. Чусовская переименовали на «Свердловскую»

1953 г.

Одной из самых внушительных в СССР дорог стала Свердловская магистраль, соединившую Свердловскую и Пермскую железные дороги

XIX век стал точкой отсчёта железнодорожного строительства в Российской Империи (современной России). Важное событие 1861 года – отмена крепостного права – перекликается с созданием уральскими свободными крестьянами первого паровоза и чугунного железнодорожного пути. данный отрезок дороги объединил реки Волга и Обь.

1869 год отмечен началом исследовательских работ, началом проектов по созданию нового железнодорожного полотна. Немаловажно то, что в это году горняки обнаружили залежи каменного угля, в связи с чем работы по созданию дорог требовали ускорения строительства Екатеринбургской ветки.

Зачастую местности, по которым прокладывали дороги, были представлены сложным рельефом: горы, сопки, лесные чащи, реки, озёра. Поэтому в большинстве случаев дорога стоила немало денежных средств, огромных трудов бедных сословий, времени, здоровья, в зачастую и вовсе жизней простых людей.

Так, например, образовалась железная дорога по маршруту Пермь – Екатеринбург (промежуточные пункты: с. Камасино, г. Кушва). Данный отрезок пути был наиболее трудозатратным. Заранее проводились специальные исследования местности и определение последующих работ: вырубка лесной полосы, снос домов и сооружений, постройка мест для ночлега строителей и многое другое. *

*Примечательно, что эта дорога также использовалась для перевозки пассажиров, которые в ходе поездки путешествовали, общались, делились впечатлениями, читали газеты. Соответственно, создавались вокзалы, расписания движения состава.

Особым сложным рельефом отличалась и Луньевская ветка, проходящая через горный рельеф. В ходе прокладывания пути был построен тоннель длиной 0,14 километров, ставший рекордным по протяжённости даже среди тоннелей Европы. Недаром наши инженеры всегда славились умом и смекалкой.

По мере освоения территорий страны, к дорогам стали примыкать заводы, промышленные и торговые предприятия. Территория охвата составляла Урал и Сибирь. Как следствие, компании наращивали производство и связь с другими субъектами России, укрепляя и развивая экономику.

В конце XIX века Екатеринбург уже был соединён веткой с Тюменью и Пермью. Затем данное направление было переименовано на Пермь-Тюменскую.

По мере разрастания железнодорожных путей, требовалось их восстановление и ремонт, либо появления новых направлений. Так, например, в начале XX века уральские инженеры и строители построили трассу, связывающую Екатеринбург с Кунгуром и Пермью. В 1 913 году открыли дорогу Омск-Тюмень, затем дорогу, связывающую г. Екатеринбург с Севером (выход на Северную  магистраль), и, в конце концов, Северо-Восточную дорогу.

Так же требовали и ремонт железных дорог после 1917 года (Октябрьская революция), и особенно после Первой мировой войной (1914 - 1917 гг.), когда в ходе гражданской войны огромное число дорог было разрушено боевыми действиями. В это время мы потеряли множество станций, мостов, паровозов, вагонов (подвижного состава). В середине XX века идёт объединение Свердловской и Пермской веток в Свердловскую. Штаб-квартира: г. Свердловск.

Состояние Свердловской железной дороги и её развитие в XX веке

В ходе боевых действий в годы Первой мировой войны и в последующие годы, решения принимала военная власть. В период натиска американо-английских войск на европейскую территорию России, приходилось эвакуировать оборудование (паровозы, состав, связь, станции, пути, мосты и пр.) в Сибирь.

**Интересный факт: в начале Великой Отечественной Войны (далее - ВОВ) 1941 - 1945 гг., за период менее месяца был сооружен поезд-баня, состоявший из 10 вагонов и оснащённый всеми необходимыми принадлежностями для обслуживания необходимых потребностей военных.

В период Великой Отечественной Войны консолидировалось всё население России в помощь военным солдатам на передовой. Работали на износ. С завершением ВОВ произошло объединение отделений Свердловской железной дороги и продолжилось её развитие.

Новые вехи истории Свердловской ж/д в 1970-1975 гг.:

v  Переориентация на тепловую тягу

v  Строительство дополнительных рельсовых путей и их удлинение

v  Перевод на электрическую тягу

v  Развитие и появление новых депо

v  Открытие Тюменской детской железной дороги

До нашего времени происходило постоянное развитие Свердловской железной дороги. В 2008 году ей исполнилось 130 лет. Примечательно также, что она была несколько раз отмечена почётными орденами за колоссальный вклад в устройство и работу железнодорожной сети в России.