Паравоз

История становления железной дороги России

План статьи:

 

1.                      Истоки.

2.                      Развитие железнодорожной отрасли в XX веке.

3.                      Отрасль в СССР.

 

1.                      Истоки.

 

Если окунуться внутрь зарождения железных дорог, то увидим, что одним из предшественников рельсового пути был древнегреческий диолк*.

*Диолк — каменная дорога для перевозки кораблей через Коринфский перешеек (соединяет полуостров Пелопоннес с материковой частью Греции). 

В 17 веке был запущен пилотный проект наземного транспорта является вагонная дорога Уллатонская, расположенная в Великобритании. Она представляла собой рельсо-шпальную решётку, выполненную из дерева, и служила перевозке угля.

Очередная революция машино- и вагоностроения ознаменовалась появлением паровозов. Главная особенность – существенное увеличение скорости передвижения. Так, например, скорость езды по просёлочным дорогам составляла менее 10 км/час, преодолевая расстояние в 7 км. По рельсам же данный показатель равнялся более 40 км/час! Повозки на лошадях с повозками окончательно сменилось с перевозкой по железной дороге. Также стоит отметить, что значительно выросла масса перевозимых грузов.

В начале 19 века в России шло бурное развитие ж/д отрасли. Материалы верхнего строения пути были востребованы и поставлялись в Россию большими партиями.

Появление паровозов было негативно встречено населением. Консервативные взгляды жителей страны были связаны, в том числе, с антропогенным вмешательством в ландшафт, а также выделением больших денежных сумм. Народ облагали налогами. Но, несмотря на сопротивление, правительство всё же решило идти по пути нововведений.

 

2.                      Развитие железнодорожной отрасли в XX веке.

Царскосельская железная дорога

 

15.04.1836 г. – год постройки Царскосельской железной дороги, закреплённый Императором Николаем I. Это была первая железная дорога в Российской Империи. Ф. Герстнер был назначен  ответственным за данную ветку. Маршрут, по которому она пролегала: вокзал Санкт-Петербурга - Царское Село - Павловск. Таким образом, дорога соединила стратегически важные направления.

Отмечено, что Россия закупала комплектующие для материалов всп и локомотивов. Средняя скорость передвижения поезда составил более 50 км/час. К счастью, проект полностью окупился за 5 лет.

Также стоит отметить важную веху в истории страны: Николай I принял решение построить ж/д вокзал в Царском селе.

 

Примечательно, что правительство приняло важное решение при строительстве ветки. Так, ширина колеи равнялась 1 524 мм. В западных странах эта величина равнялась 1 435 мм. Это на вершок** больше. Это предпринималось для защиты границ Российской Империи, чтобы вражьи поезда не сумели проникнуть вглубь страны. Это решение оправдалось: неприятель не смог провезти бОльшую часть эшелонов для своих войск, и те должны были с позором отступить. Победа осталась за нами!

 

**Вершок – мера длины, равная 4,45 см.

 

Николаевская (Октябрьская) железная дорога

Вслед за Царскосельской дорогой наблюдается развитие жд транспорта и оживление на рынке МВСП. Появляется Николаевская железная дорога, названная в честь императора Николая I. Год постройки: 1855 г. Маршрут следования поездов: Санкт-Петербург – Москва.

Примечательно, что это была первая в России двухпутная дорога протяженностью около 650 км.

Путь из Санкт-Петербурга в Москву стал первой и единственной скоростной железной дорогой в Российской Империи.

 

3.                      Отрасль в СССР.

 

Если рассматривать развитие ж/д отрасли в нашей стране, а точнее, - в СССР, то можно наблюдать появление своей железной дороги в 1800-е годы. «Первой ласточкой» явилось открытие железнодорожного пути из Санкт-Петербурга до Царское село (г. Пушкин), более 25 км. Процесс обновления отрасли начался медленными, но верными темпами. Новизна идеи настораживала, встречалась  с бюрократическими проволочками. Поэтому развитие шло медленно и не находило должного внимания в умах правительства царской России.

 

В начале 1900-х годов протяжённость железнодорожных веток в России составляла более 10% от протяжённости всех стран. Грузонапряжённость*** превзошла мировые обороты в мире, СССР занимал лидирующие позиции и не имел себе равных.

*** Грузонапряжённость - показатель интенсивности использования ж/д сети.

 

Так, например, в США уступали СССР по данному показателю в 5 раз, в Великобритании – в 15 раз, во Франции и Германии - около 6 раз, и т.д.

Наблюдалась неравномерность покрытия ж/д сети внутри страны. Так, в Москве и всей европейской части страны размещалось до 80% от показателя СССР. Неравномерность покрытия сказывалась на экономике страны. Также это повлияло на подвозы провианта и боеприпасов в годы Великой Отечественной войны.

Чтобы сохранить и поддерживать в дальнейшем работоспособность ж/д сетей, в СССР выделялись несметные денежные средства.

 

 

Компания ООО "Малахит" предлагает материалы верхнего строения пути (рельсы, шпалы и другую продукцию) по России.

 

Мы нацелены на взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество!