Железнодорожные накладки – один из элементов рельсового стыкового скрепления, которые выполняют функцию соединения между собой концов рельсов, принимают на себя внутренние силовые факторы – изгибающие и поперечные силы.
Материал изготовления – сталь. В том числе, жд накладки, изготовленные из мартеновской стали, имеют наибольшую прочность и соответственно ценность.
Выделяют накладки четырехдырные и шестидырные, в зависимости от количества болтовых отверстий. В современных деталях используют круглые отверстия. Это делает их более прочными и упрощает технологию изготовления.
Существуют две разновидности жд накладок: для рельсов узкой (Р-18, Р-24) и широкой (1Р-43, 1Р-50, 1Р-65, 2Р-65 и др.) колеи. Изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ. При этом узкоколейные накладки обладают меньшим весом и размерами, нежели жд накладки широкой колеи.
На один рельсовый стык может устанавливаться накладка переходного типа (взаимозаменяемая). Она используется на тех участках пути, где в стыке находятся рельсы разных типов. Например, переходная накладка Р-65/Р-50 применяется в случае перехода рельса типа Р-65 на рельс Р-50. Бывают также накладки Р65/Р75, Р50/Р43, при этом в один комплект могут входить одновременно 4 и 6-дырные варианты с необходимым набором стыковых болтов.
Каждая накладка имеет свою маркировку, которая говорит о принадлежности данной детали к определённому типу рельсов.
В соответствии с ГОСТом, на профильной полосе на наружной стороне шейки накладки через каждые 500-600 мм должны быть выкатаны выпуклые буквы и цифры высотой выпуклости не менее 0,5 мм в следующем порядке:
- условное обозначение предприятия-изготовителя;
- месяц и четыре цифры года изготовления накладки;
- обозначение типа накладки (тип рельса, для которого накладка предназначена).
Срок службы железнодорожных накладок зависит от изношенности рельсов, то есть напрямую связан со сроком службы рельсов. Учитываются также размеры (у более длинных накладок срок службы значительно больше), условия эксплуатации (колёсная нагрузка, трения деталей, климат и тд.). Повторная укладка накладок возможна в 90% случаев, а остальные детали идут с меньшим процентом.
Химический состав стали по анализу ковшевой пробы для накладок должен соответствовать нормам, указанным в таблице 1.
Таблица 1 - Химический состав стали для накладок
Химический состав в процентах
Обозначение марки |
Углерод |
Марганец |
Кремний |
Фосфор |
Сера |
Мышьяк |
не более |
||||||
К 54, Э 54 |
от 0,45 до 0,62 |
от 0,50 до 0,85 |
от 0,15 до 0,35 |
0,035 |
0,035 |
0,08 |
Накладки могут быть первого и второго сорта.
Накладки второго сорта следует использовать на путях необщего пользования. На путях общего пользования укладка таких накладок не допускается.
Накладки изготавливают из профильных полос, прокатанных из углеродистой стали кислородно-конверторного или электросталеплавильного производства, прошедших внепечную обработку.
Рисунок 1 - Конструкция и размеры накладок для рельсов типа Р50
Рисунок 2 - Конструкция и размеры накладок для рельсов типов Р65 и Р75
Более подробные характеристики накладок Вы сможете найти в разделе «Накладки».
*****
Заказать данную продукцию, а также другие железнодорожные материалы Вы можете разделе «Контакты».
Наша работа основана на взаимовыгодном сотрудничестве. Кредо: опыт, качество, гарантия.