Подуклонка рельсов подразумевает наклон подкладки металлической на деревянных шпалах, либо скоса внутри колеи железобетонных шпал. Назначение: не дать колёсным парам подвижного состава сойти с рельсов; предотвращение аварий на железнодорожном пути.
Предприятия путевого хозяйства – предприятия, исполняющие различные функции, например:
1. Содержание и ремонт пути,
2. Восстановление бывших в употреблении материалов верхнего строения пути,
3. Изготовление, эксплуатацию, ремонт путевых механизированных инструментов,
4. Снабжение необходимыми материалами.
Виды предприятий путевого хозяйства:
v ПЧ – путевые дистанции
v ПЧЛ – дистанции лесозащитных насаждений
v ПМС – путевые машинные станции
v РСП – рельсосварочные предприятия
v РПЗ – щебёночные заводы
v ШПЗ – шпалопропиточные заводы
v ПЧП – балластные карьеры
v ШРМ – шпалоремонтные мастерские
v ПЧМех - дорожные путевые ремонтномеханические мастерские
v Лесопитомники
v Околотковые кузницы
Противошерстное движение возникает при движении железнодорожного состава от остряка стрелки трамвайной по направлению к крестовине. Наиболее важно полное прилегание остряка к рельсу, во избежания схода поезда с рельсов.
Путевой съезд представляет собой объединённые пути с помощью стрелочных переводов. Перечислим основные виды:
1. Одиночные: соединяют два пути, с применением стрелочных переводов
2. Двойные перекрёстные: соединяют параллельные пути с использованием 1-го глухого пересечения и 4-х стрелочных переводов
3. Нормальные: в случае, если пути наклонены к осям путей, которые нужно объединить, под углом крестовины стрелочных переводов
4. Сокращённые: если угол наклона превышает угол крестовины
Путепровод – вид дороги, располагающийся над авто- и ж/д- дорогами. Служит для распределения нагрузки передвижения транспорта, во избежание столкновений поездов. обеспечивает безопасность передвижения людей и транспортных средств.
Пучина земляного полотна: возникает в случае воздействия низких температур на балластную призму. Имеет место быть зимой. В результате грунт и земляное полотно поднимаются и мешают работе подвижного состава.
Пассажирооборот – экономический показатель.
П=Ч*Р, где
П – пассажирооборот,
Ч – число перевезённых пассажиров,
Р – расстояние, преодолеваемое пассажирами во время следования по пути
Пассажиропоток – экономический показатель, исчисляющийся как число пассажиров, которые преодолели определённое расстояние за определённый период времени на ж/д пути.
Пассажирский поезд – вид подвижного состава, предназначенный для перевозки пассажиров с багажом на длительные расстояния.
Перевозки железнодорожные – перемещение пассажиров (пассажирский поезд), либо товаров (товарный поезд) из точку «А» в точку «Б».
Подвижной состав – вагоны и локомотив, перевозящие пассажиров, либо товары. Существуют 2 вида: тяговый (локомотив), движущийся сам, и вагоны, которые прикрепляются к тяговому составу.
Поезд – подвижной состав, состоящий из локомотива (тяговой силы) и вагонов.
Полувагон – вид вагона без крыши для перевозки товаров (полезных ископаемых, древесины, металлов, сыпучих материалов и других ТМЦ (товарно-материальных ценностей), которые могут сохранять свои свойства без негативного влияния на них атмосферных осадков.
Провозная способность – показатель, характеризующий объём перевозок подвижным составом в течение 1-го года. рассчитывается в миллионах тонн.
Пропускная способность (п. с.) – экономический показатель. Различают классификацию 2-х видов:
- п. с. участка: определяет движение железнодорожного состава, выполненное за определённое время (в ед. изм.), с учётом особенностей движения поездов и оснащённостей дорог;
- п. с. станции: максимальное число поездов, пропущенных жд станцией за определённый период времени, в зависимости от всех направлений.
Равномерный наплыв металла головки рельса – вид деформации стали, либо другого металла) на головке ж/д рельса, возникающий вследствие:
v трения колёс подвижного состава о сам рельс,
v воздействия окружающей среды (атмосферные осадки, воздействие температур и др.),
v технических характеристик металла (мягкость, прочность и пр.).
Рельсовая плеть – вид рельсов, спаянных между собой, образующих рельсовую плеть длиной 100 метров, без стыков. Преимущество: при бесстыковом соединении железнодорожного пути поезд движется равномерно, без колебаний.
Рекуперация – возврат электроэнергии в определённом объёме, используемый вторично.
Крепления: в железнодорожной отрасли используют крепления 3-х видов:
- Рельсовые – соединяют рельсы: между собой и к подрельсовому основанию с помощью накладок. При этом отверстия у ж/д накладок округлённые, для крепления болтами;
- Промежуточные – соединение рельсов с подкладками и шпалами с помощью крепёжных материалов (костыли, шурупы, болты);
- Пружинные – крепление путём использования специальных пружин, приваренных к подкладке.
Рихтовка пути – способ ремонта железной дороги, при котором перемещается рельсошпальная решётка вдоль балласта.
Сила сцепления – внешняя сила, возникающая при передвижении поезда и определяющая силы трения колёсной пары о рельсы. Измеряется в мегапаскалях (1 МПа = кг на кв. см).
Фрикционное взаимодействие – экономический показатель на железнодорожном пути, характеризующий вид трения колеса состава о контактный рельс. Зависит от сцепной массы локомотива и коэффициента сцепления.
Скрещение поездов – процедура разнонаправленности встречных поездов, при которой один поезд снижает скорость и ждёт прохождения другого поезда по пересекаемой ветке железнодорожного пути, во избежание столкновений.
Совмещение путей – процесс соединения ж/д линий разной колеи путём укладки крестовин и остряков. Например, совмещаются нитки путей на перегрузочные платформы, и др.
Соединительный путь – ж/д станция, соединяющая основные пути, парки, грузовые площадки и склады между собой
Сопротивление движению – комплекс факторов, влияющих на движение поезда.
При этом основное сопротивление обуславливается влиянием оптимальных погодных условиях на поезд в положении без угла наклона, возрастающее при увеличении скорости.
Дополнительное сопротивление подразделяется на виды:
v Сопротивление движению от уклона: при подъёме в гору увеличивается за счёт сил сопротивления воздуху, при спуске с горы – уменьшается, возникает разгон состава;
v Сопротивление от кривой: рассчитывается согласно математическим измерениям, всегда положительно;
v Сопротивление при начале движения: возникает вследствие наличия определённого количества смазки внутри колёсных пар, а также увеличением вязкости с состоянии «покоя».
Сортировочная горка – специальный объект с рельсошпальной решёткой, вдоль которой спускаются вагоны в процессе скатывания. В интервалах, образующихся при поэтапном скатывании каждого вагона «с горки», переводят стрелки для разветвления путей, согласно графику движения. Для замедления скорости до нуля, используют тормозные башмаки, либо вагонные замедлители.
Сортировочная станция – объект на железнодорожном пути, использующийся при переработке подвижного состава для его формирования, без заездов на технические станции. В результате снижается себестоимость перевозок и сокращается время самой грузоперевозки.
Срок доставки груза – время, в течение которого груз перемещается из точки отправления «А» в точку назначения «Б», измеряемое в сутках.
Стрелочная улица – комплекс путей, состоящий из параллельных направлений и скрещиваемых друг с другом с помощью стрелочных переводов.