Паравоз

П-С

      Подуклонка рельсов подразумевает наклон подкладки металлической на деревянных шпалах, либо скоса внутри колеи железобетонных шпал. Назначение: не дать колёсным парам подвижного состава сойти с рельсов; предотвращение аварий на железнодорожном пути.

Предприятия путевого хозяйства – предприятия, исполняющие различные функции, например:

 

1.    Содержание и ремонт пути,

2.    Восстановление бывших в употреблении материалов верхнего строения пути,

3.    Изготовление, эксплуатацию, ремонт путевых механизированных инструментов,

4.    Снабжение необходимыми материалами.

 

Виды предприятий путевого хозяйства: 

v  ПЧ – путевые дистанции

v  ПЧЛ – дистанции лесозащитных насаждений

v  ПМС – путевые машинные станции

v  РСП – рельсосварочные предприятия

v  РПЗ – щебёночные заводы

v  ШПЗ – шпалопропиточные заводы

v  ПЧП – балластные карьеры

v  ШРМ – шпалоремонтные мастерские

v  ПЧМех - дорожные путевые ремонтномеханические мастерские

v  Лесопитомники

v  Околотковые кузницы

Противошерстное движение  возникает при движении железнодорожного состава от остряка стрелки трамвайной по направлению к крестовине. Наиболее важно полное прилегание остряка к рельсу, во избежания схода поезда с рельсов.

Путевой съезд  представляет собой объединённые пути с помощью стрелочных переводов. Перечислим основные виды:

1.    Одиночные: соединяют два пути, с применением стрелочных переводов

2.    Двойные перекрёстные: соединяют параллельные пути с использованием 1-го глухого пересечения и 4-х стрелочных переводов

3.    Нормальные: в случае, если пути наклонены к осям путей, которые нужно объединить, под углом крестовины стрелочных переводов

4.    Сокращённые: если угол наклона превышает угол крестовины 

Путепровод – вид дороги, располагающийся над авто- и ж/д- дорогами. Служит для распределения нагрузки передвижения транспорта, во избежание столкновений поездов. обеспечивает безопасность передвижения людей и транспортных средств.

Пучина земляного полотна: возникает в случае воздействия низких температур на балластную призму. Имеет место быть зимой. В результате грунт и земляное полотно поднимаются и мешают работе подвижного состава.

Пассажирооборотэкономический показатель.

П=Ч*Р, где

П – пассажирооборот,

Ч – число перевезённых пассажиров,

Р – расстояние, преодолеваемое пассажирами во время следования по пути

Пассажиропоток – экономический показатель, исчисляющийся как число пассажиров, которые преодолели определённое расстояние за определённый период времени на ж/д пути.

         Пассажирский поездвид подвижного состава, предназначенный для перевозки пассажиров с багажом на длительные расстояния.

Перевозки железнодорожные – перемещение пассажиров (пассажирский поезд), либо товаров (товарный поезд) из точку «А» в точку «Б».

Подвижной состав – вагоны и локомотив, перевозящие пассажиров, либо товары. Существуют 2 вида: тяговый (локомотив), движущийся сам, и вагоны, которые прикрепляются к тяговому составу.

       Подъездной путьназемный объект, который служит для соединения промышленной станции с раздельным пунктом железнодорожного транспорта. Позволяет принимать грузоперевозки.

Поезд – подвижной состав, состоящий из локомотива (тяговой силы) и вагонов.

Полувагонвид вагона без крыши для перевозки товаров (полезных ископаемых, древесины, металлов, сыпучих материалов и других ТМЦ (товарно-материальных ценностей), которые могут сохранять свои свойства без негативного влияния на них атмосферных осадков.

Провозная способность – показатель, характеризующий объём перевозок подвижным составом в течение 1-го года. рассчитывается в миллионах тонн.

Пропускная способность (п. с.) – экономический показатель. Различают классификацию 2-х видов:

  • п. с. участка: определяет движение железнодорожного состава, выполненное за определённое время (в ед. изм.), с учётом особенностей движения поездов и оснащённостей дорог;
  • п. с. станции: максимальное число поездов, пропущенных жд станцией за определённый период времени, в зависимости от всех направлений.

Равномерный наплыв металла головки рельса – вид деформации стали, либо другого металла) на головке ж/д рельса, возникающий вследствие:

v  трения колёс подвижного состава о сам рельс,

v  воздействия окружающей среды (атмосферные осадки, воздействие температур и др.),

v  технических характеристик металла (мягкость, прочность и пр.).

Рельсовая плетьвид рельсов, спаянных между собой, образующих рельсовую плеть длиной 100 метров, без стыков. Преимущество: при бесстыковом соединении железнодорожного пути поезд движется равномерно, без колебаний.

Рекуперация возврат электроэнергии в определённом объёме, используемый вторично.

 Крепления: в железнодорожной отрасли используют крепления 3-х видов:  

  • Рельсовыесоединяют рельсы: между собой и к подрельсовому основанию с помощью накладок. При этом отверстия у ж/д накладок округлённые, для крепления болтами;  
  • Промежуточныесоединение рельсов с подкладками и шпалами с помощью крепёжных материалов (костыли, шурупы, болты);
  • Пружинныекрепление путём использования специальных пружин, приваренных к подкладке.

Рихтовка пути – способ ремонта железной дороги, при котором перемещается рельсошпальная решётка вдоль балласта.   

Сила сцепления – внешняя сила, возникающая при передвижении поезда и определяющая силы трения колёсной пары о рельсы. Измеряется в мегапаскалях (1 МПа = кг на кв. см).

Фрикционное взаимодействие – экономический показатель на железнодорожном пути, характеризующий вид трения колеса состава о контактный рельс. Зависит от сцепной массы локомотива и коэффициента сцепления.

Скрещение поездов – процедура разнонаправленности встречных поездов, при которой один поезд снижает скорость и ждёт прохождения другого поезда по пересекаемой ветке железнодорожного пути, во избежание столкновений.

Совмещение путей – процесс соединения ж/д линий разной колеи путём укладки крестовин и остряков. Например, совмещаются нитки путей на перегрузочные платформы, и др. 

Соединительный путь – ж/д станция, соединяющая основные пути, парки, грузовые площадки и склады между собой

 

Сопротивление движению – комплекс факторов, влияющих на движение поезда.

При этом основное сопротивление обуславливается влиянием оптимальных погодных условиях на поезд в положении без угла наклона, возрастающее при увеличении скорости.

 

Дополнительное сопротивление подразделяется на виды:

 

v  Сопротивление движению от уклона: при подъёме в гору увеличивается за счёт сил сопротивления воздуху, при спуске с горы – уменьшается, возникает разгон состава;

v  Сопротивление от кривой: рассчитывается согласно математическим измерениям, всегда положительно;

v  Сопротивление при начале движения: возникает вследствие наличия определённого количества смазки внутри колёсных пар, а также увеличением вязкости с состоянии «покоя».

 

   Сортировочная горка – специальный объект с рельсошпальной решёткой, вдоль которой спускаются вагоны в процессе скатывания. В интервалах, образующихся при поэтапном скатывании каждого вагона «с горки», переводят стрелки для разветвления путей, согласно графику движения. Для замедления скорости до нуля, используют тормозные башмаки, либо вагонные замедлители.

 Сортировочная станция – объект на железнодорожном пути, использующийся при переработке подвижного состава для его формирования, без заездов на технические станции. В результате снижается себестоимость перевозок и сокращается время самой грузоперевозки.  

   Срок доставки груза – время, в течение которого груз перемещается из точки отправления «А» в точку назначения «Б», измеряемое в сутках.

 

  Стрелочная улица – комплекс путей, состоящий из параллельных направлений и скрещиваемых друг с другом с помощью стрелочных переводов.