Стрелочная горловина – пространство парков или станций (горловина станции), где располагаются пересекающиеся стрелочные переводы с целью соединения путей.
Стрелочный перевод – неотъемлемый элемент верхнего строения пути, главной функцией которого служит разветвление железнодорожных/трамвайных путей.
Существуют разновидности:
1. Одиночные, разделяют пути на 2 направления. Подразделяются, в сою очередь, на:
1.1. правосторонние
1.2. левосторонние
1.3. симметричные
1.4. несимметричные
2. Двойные (разветвление на 3 пути)
3. Перекрёстные (используются для уменьшения длины горловины)
Стыковая тяговая подстанция – сооружение, раздающее электрический ток на электрифицированные линии, идущие вдоль направления поездов. размещаются на стыковочных станциях.
Стыковой соединитель – материал верхнего строения пути, расположенный в рельсовом стыке, соединяющий рельсы плотно друг к другу. Выполняет функцию электропроводимости.
Седловина – дефект на железнодорожном пути, представляющий собой смятие верхней части рельса (вертикальный износ). Возникает по причине трения колёсных пар поездного состава о головку рельса, в месте стыка рельсов.
Сила тяги – внешняя энергия, сила, которая направлена по направлению движения поезда и создаваемая, благодаря тяге двигателя локомотива.
Скорость доставки грузов – метрическая величина, обозначающая среднюю скорость движения товарного поезда, доставляющего грузы из пункта отправки «а» в пункт назначения «б».
Соединительный путь – станционный путь, задача которого – объединить между собой примыкающие железнодорожные пути, парки, склады и проч.
Тепловоз – автономный локомотив, движущийся, благодаря механической энергии, которая вырабатывается с помощью сжигания топлива (дизеля и др.).
Транзитные перевозки – передвижение поезда с пассажирами, либо товарами, из пункта отправления в пункт назначения, транзитом (т.е. промежуточные пункты).
Транзит железной дороги – процесс передвижения состава, при котором пункты отправления и назначения находятся вне основного железнодорожного пути.
Тормозной башмак – элемент железнодорожного инструмента, тормозящий движение отцепов и закрепляющий вагоны на путях.
Транспортер – товарный вагон, перевозящий крупногабаритные грузы с большой массой (до 500 тонн), габариты которых не являются стандартными.
Транспортный узел – совокупность инфраструктурных объектов (например, железные дороги, автодороги, автовокзалы, и пр.), предназначенный для обслуживания как пассажирских, так и товарных поездов.
Тяговый электродвигатель – элемент запчастей локомотива, главной функцией которого является вращение колёс поезда.
Тюльки – параллельно спиленные грани отрезков ствола дерева, из которых изготавливают деревянные шпалы. Также называются постелями шпалы.
Участковая скорость – экономический показатель, обозначающий усреднённую скорость прохождения поездного состава по железнодорожному пути. Включает в себя среднюю скорость при ускорении, торможении, времени стоянок на перегонах и внутренних станциях.
Уклон – экономический показатель. Рассчитывается по формуле:
У = (∆h / l)*1000, где
У – уклон,
∆h – разница отметок на концах элемента,
L – длина элемента.
Измеряется в промилле (‰), поэтому для получения целого числа, используют множитель 1000.
Ходовая скорость – экономический показатель на железной дороге. Обозначает усреднённую скорость движения состава по пути без остановок (экспресс-поезд).
Хоппер – вид вагона, без бортов (открытый) и с бортами (закрытый), способный к саморазгрузке перевозимых материалов. Перевозит сыпучие грузы.
Цистерна – вид вагона, представляющий собой ёмкость цилиндрической формы, перевозящую текучих (наливных) грузов.