Искусственные сооружения – туннели, мосты и другие новообразования земляного рельефа, возведённые человеком с целью прокладывания новых рельсовых нитей, упирающихся в горы, озёра, реки и другие препятствия.
Износ кромки рельсов – процесс изнашивания в результате трения деталей скрепления о подошву рельсов при движении поезда.
Коммерческий осмотр – осмотр локомотива и вагонов на предмет подобающего состояния при движении поезда. При этом работники определяют исправность или неисправность путём постукивания специальными инструментами элементов поезда.
Контактная сеть – совокупность электрических элементов, с помощью которых электроэнергия передаётся от подстанций в электроподвижной состав (ЭПС, см. ниже).
Контейнерные перевозки – железнодорожная, либо морская транспортировка в контейнерах с грузом от поставщиков к покупателям.
Короткая рельсовая плеть - протяжённость рельсов длиной до 0,8 км.
v Паровозы
v Тепловозы,
v Электровозы,
и другие.
Материалы повторного использования – материалы верхнего строения пути (см. здесь), собранные в результате восстановления старогодных ТМЦ (торгово-материальных ценностей), не подлежащих к укладке в путь.
Металлолом – материалы всп IV группы годности, непригодные к укладке в рельсовый путь.
Могут быть:
v Изделия или их части из металла, эксплуатируемые на путях
v Заводской брак
v Отходы в результате металлообработки
Марка крестовины – экономический показатель, рассчитывается как соотношение её ширины и длины.
М = Ш / Д,
где
М – марка крестовины,
Ш – ширина крестовины
Д – длина крестовины.
Маршрутная скорость – экономическая величина, измеряющаяся в км/ч. Это скорость движения поездов с учётом стоянок на жд станциях.
Маршрутный указатель - прибор, указывающий направление, по которому должен следовать поезд, на ж/д станциях.
Междупутье – расстояние между двумя линиями железнодорожных веток, зависящий от величины скорости двух железнодорожных веток. Так, например, при скоростном режиме до 130 км/ч. междупутье не должно превышать 10 м.
Межпоездной интервал – экономический показатель, измеряющийся в категориях длины (метры), либо времени (минуты). Представляет собой расстояние между двумя поездами на одной ветке.
Монорельсовый транспорт – вид железнодорожного транспорта, передвигающийся навесным или подвесным способом, при котором локомотив и вагоны передвигаются по монорельсу.
Нетто – вес товарно-материальных ценностей на поезде, без учёта веса самого локомотива и товарных вагонов.
Нижнее строение пути – земляное полотно, балласт и другие элементы, на которых размещается верхнее строение пути (железнодорожные материалы).
Насыпь – щебень, земля, либо иной материал, предназначенный для выравнивания железной дороги в местах просадки грунта. Поддерживает движение поездных составов.
Остряк стрелочного перевода – заострённый с одного конца рельс, прилегающий к рамному рельсу стрелочного перевода. Подробнее см. здесь.
Обзол – вид дефекта бревна, возникающий при неправильной распиловке лесоматериала. Часть боковой поверхности.
Объем перевозок грузов на железной дороге – объём перевозимых грузов в процессе ввоза, вывоза, транзита через границу, либо перевозок внутри дороги.
Организация движения поездов – управление движением железнодорожных транспортных средств, включающее:
v Следование инновационных разработок
v Профессиональную работу персонала
v Безопасность передвижения грузов, либо пассажиров
v Соблюдение сроков перевозки.
Основное сопротивление движению – процесс препятствия движению поезда по рельсовым путям. Возникает в результате:
v Силы трения колёс о рельсы и другие материалы всп,
v Силы сопротивления воздушных масс,
v Силы взаимодействия пути и состава.
Ось станции – вертикальная линия вдоль железнодорожной станции, нанесённая на неё перпендикулярно рельсовым нитям, вдоль которых двигается поездной состав.
Отцеп – группа вагонов, которую отделяют от основного состава, для ремонта и т.п.
Паровоз - вид локомотива (см. выше), отличающийся от других наличием парового котла и паровой машины. При этом энергия топлива преобразуется из химической в механическую.
Постель – обработанные сверху и снизу грани пиломатериалов.
Полувагон – вагон поезда, отличающийся от вагона отсутствием крыши наверху. Вмещает в себя сыпучие материалы, а также металлические изделия, не зависящие от состояния окружающей среды. Т.е. не портится при выпадании осадков (дождь, снег, град).