Паравоз

А-З

         Балласт - щебень, либо другой насыпной материал, находящийся между постелями шпал и нижним строением рельсового пути. Предотвращает расшатывание рельсошпальной решётки.

Верхнее строение пути – совокупность железнодорожных материалов, благодаря которым передвигается поезд. Располагается на нижнем строении пути. Обеспечивает равномерное распределение давления колёс состава по земляному полотну.

Вагон – элемент состава поезда. Различают грузовые и пассажирские вагоны.

Вагон крытый – вагон, перевозящий грузы, подверженные негативному воздействию осадков. Грузы могут быть насыпные, либо поштучные, хрупкие.

Вагон пассажирский – вагон, предназначенный для перевозки пассажиров из точки «А» в точку «Б». В целях комфорта, делятся на почтовые, служебные, вагоны-рестораны и др.

Вес поезда бурутто – складывается из суммарной массы частей состава: локомотива, самих вагонов, груза и пассажиров.

Вертикальный износ – вид дефекта рельса, образовавшийся вследствие трения колёс поездного состава о верхнюю часть (головку) рельса (Р-65, РТ-62, РП-65, Р-50 и др.).

Вмятины и забоины - локальные дефекты рельсов на их поверхности.

Вокзал – сооружение, принимающее пассажиров до и после путешествий поездом. Люди располагаются внутри такого здания и ожидают отправление, либо прибытие поездов.

Выемка – специальное углубление земляного полотна, при котором путь находится ниже балласта.

Глухое пересечение пути – объединение железнодорожных веток с одинаковой, либо разной шириной колеи, под определёнными углами на одном уровне.

Габарит – размер различных предметов, с указанием длины, ширины и высоты (Д*В*Ш).

График движения поездов – табло (во многих случаях электронное), расположенное на железнодорожном вокзале и изображающее следование состава с временными рамками и учётом продолжительности движения.

Грузооборот железнодорожный – показатель, измеряющийся в т/км. Формула:

Гр = К * Р,

где

Гр – грузооборот,

К – количество перевезённого груза (измеряется в тоннах, т.),

Р - расстояние (измеряется в километрах, км).

Грузопоток -  показатель, измеряющийся в т/г. формула:

Гр = М * П,

Где

Гр – грузопоток,

М – масса груза в определённом направлении,

П – период, за который такая масса груза была перевезена.

 

Депо – пункт обслуживания железнодорожной техники (в т.ч. ремонт): вагоны, локомотивы и др.

 

Дефектоскопия рельсов – способ выявления различных дефектов железнодорожных, промышленных, трамвайных, крановых, узкоколейных рельсов с целью дальнейшего восстановления.

 

Дальность перевозки грузов/пассажиров – математический термин, обозначающий расстояние между точками отправления и прибытия грузов, либо пассажиров. Измеряется в метрах (м).

 

Дальность перевозки грузов/пассажиров средняя – экономический показатель.

 Формула:

Дс = Г / О,

где

 

Дс – средняя дальность перевозки,

Г – грузооборот,

О – объём перевозимых грузов/вес пассажиров


         Движущая сила – сила внешнего давления, вызывающая поступательное движение состава по рельсам.

Демонтаж и разборка – процесс утилизации ж/д материалов, при котором образуются изделия, подлежащие ремонту, либо изделия IV группы годности (то же – металлолом).

 Железная дорога (/железнодорожный путь) – комплекс нижнего и верхнего строения пути, позволяющий двигаться грузовым, либо пассажирским, поездам от точки отправления до точки прибытия.

Железнодорожная платформа – бетонное основание, располагающееся на ж/д вокзалах, рядом с рельсовыми путями, для удобного ожидания пассажирами поездных составов.

Железнодорожная станция – объект, располагающийся вдоль рельсового полотна, предназначенный принимать, отправлять, обслуживать пассажиров и грузов и др.

Железнодорожный узел – совокупность железнодорожных станций (от 3-х) различных видов путей (федеральных, субъектов РФ, др.). Имеет большое значение в железнодорожном хозяйстве.

Зависимые кривые – рельсовые нити, расстояние между которыми очень мало. Вследствие  этого, поезда, проходящие через такие нити, должны уступать друг другу, во избежание столкновений.

Заусеницы – дефекты металлических материалов, заводской брак. Появляются по причине неправильного изготовления. Приносят ущерб, поэтому подвержены восстановлению и ремонту.

         Заболонь, оболонь – внешний слой древесины, находящийся вокруг внутреннего ствола дерева, под корой.