Верхнее строение пути – совокупность железнодорожных материалов, благодаря которым передвигается поезд. Располагается на нижнем строении пути. Обеспечивает равномерное распределение давления колёс состава по земляному полотну.
Вагон – элемент состава поезда. Различают грузовые и пассажирские вагоны.
Вагон крытый – вагон, перевозящий грузы, подверженные негативному воздействию осадков. Грузы могут быть насыпные, либо поштучные, хрупкие.
Вагон пассажирский – вагон, предназначенный для перевозки пассажиров из точки «А» в точку «Б». В целях комфорта, делятся на почтовые, служебные, вагоны-рестораны и др.
Вес поезда бурутто – складывается из суммарной массы частей состава: локомотива, самих вагонов, груза и пассажиров.
Вертикальный износ – вид дефекта рельса, образовавшийся вследствие трения колёс поездного состава о верхнюю часть (головку) рельса (Р-65, РТ-62, РП-65, Р-50 и др.).
Вмятины и забоины - локальные дефекты рельсов на их поверхности.
Вокзал – сооружение, принимающее пассажиров до и после путешествий поездом. Люди располагаются внутри такого здания и ожидают отправление, либо прибытие поездов.
Выемка – специальное углубление земляного полотна, при котором путь находится ниже балласта.
Глухое пересечение пути – объединение железнодорожных веток с одинаковой, либо разной шириной колеи, под определёнными углами на одном уровне.
Габарит – размер различных предметов, с указанием длины, ширины и высоты (Д*В*Ш).
График движения поездов – табло (во многих случаях электронное), расположенное на железнодорожном вокзале и изображающее следование состава с временными рамками и учётом продолжительности движения.
Грузооборот железнодорожный – показатель, измеряющийся в т/км. Формула:
Гр = К * Р,
где
Гр – грузооборот,
К – количество перевезённого груза (измеряется в тоннах, т.),
Р - расстояние (измеряется в километрах, км).
Грузопоток - показатель, измеряющийся в т/г. формула:
Гр = М * П,
Где
Гр – грузопоток,
М – масса груза в определённом направлении,
П – период, за который такая масса груза была перевезена.
Депо – пункт обслуживания железнодорожной техники (в т.ч. ремонт): вагоны, локомотивы и др.
Дефектоскопия рельсов – способ выявления различных дефектов железнодорожных, промышленных, трамвайных, крановых, узкоколейных рельсов с целью дальнейшего восстановления.
Дальность перевозки грузов/пассажиров – математический термин, обозначающий расстояние между точками отправления и прибытия грузов, либо пассажиров. Измеряется в метрах (м).
Дальность перевозки грузов/пассажиров средняя – экономический показатель.
Формула:
Дс = Г / О,
где
Дс – средняя дальность перевозки,
Г – грузооборот,
О – объём перевозимых грузов/вес пассажиров
Движущая сила – сила внешнего давления, вызывающая поступательное движение состава по рельсам.
Демонтаж и разборка – процесс утилизации ж/д материалов, при котором образуются изделия, подлежащие ремонту, либо изделия IV группы годности (то же – металлолом).
Железная дорога (/железнодорожный путь) – комплекс нижнего и верхнего строения пути, позволяющий двигаться грузовым, либо пассажирским, поездам от точки отправления до точки прибытия.
Железнодорожная платформа – бетонное основание, располагающееся на ж/д вокзалах, рядом с рельсовыми путями, для удобного ожидания пассажирами поездных составов.
Железнодорожная станция – объект, располагающийся вдоль рельсового полотна, предназначенный принимать, отправлять, обслуживать пассажиров и грузов и др.
Железнодорожный узел – совокупность железнодорожных станций (от 3-х) различных видов путей (федеральных, субъектов РФ, др.). Имеет большое значение в железнодорожном хозяйстве.
Зависимые кривые – рельсовые нити, расстояние между которыми очень мало. Вследствие этого, поезда, проходящие через такие нити, должны уступать друг другу, во избежание столкновений.
Заусеницы – дефекты металлических материалов, заводской брак. Появляются по причине неправильного изготовления. Приносят ущерб, поэтому подвержены восстановлению и ремонту.
Заболонь, оболонь – внешний слой древесины, находящийся вокруг внутреннего ствола дерева, под корой.