План статьи:
День железнодорожника – дата, которую отмечают ежегодно в 1-е воскресенье августа (в 2023 году дата праздника выпала на 6-е августа) рабочие и сотрудники в железнодорожной сфере, а также пассажиры. В этот день также проходят празднества, как в Российской Федерации, так и в других странах, в том числе, на территориях бывшего СССР (страны СНГ): Болгария, Молдавия, Белоруссия, Узбекистан, Армения, Киргизия, Казахстан.
История этого праздника уходит корнями в далёкие 1780-е годы (XVII век). Так, первые рельсы были выплавлены в эти годы Александровским пушечным заводом. Был выбран материал изготовления – чугун, обладающий наиболее прочными свойствами. В первой трети XIX века в Нижнем Тагиле на заводе, который принадлежал меценатам-купцам Демидовым, произвели первую рельсовую дорогу на паровой тяге.
В этот период из казны страны было выделено около пяти миллионов рублей чистым серебром на постройку Царско-Сельской железной дороги, связывающей Петербург и Царское Село. Её протяжённость составляла около 25 вёрст*, ширина равнялась 0,857 саженей**. На постройку данного направления ушло чуть более 1 года.
**1 сажень – 2,13 м
Именно Николай I стал виновником появления праздника: с 25 июня (по старому стилю), ознаменовалась дата строительства железных дорог в России. Разрастались масштабы постройки железной дороги и при Александре II. Потомок Николая I (Павловича) и Александры Фёдоровны, он продолжал вкладывать немалые средства в строительство новых веток железной дороги.
Так, например, разворачивалось строительство в Москве, Нижнем Новгороде, Курске, Ярославле. Затем развитие ж/д пути перешло в направлениях, связывающих Донецк, Кривой Рог (Украина) с восточным направлением: Сибирь, Урал и территории Восточной Азии. Верхом правления Александра Николаевича стало решение о строительстве наиболее обширной магистрали: Транссиба.
Танссибирская магистраль открыла новые возможности для России. Огромные вложения составляли до более, чем 330 млн. рублей в золотом эквиваленте. Данная ветка явилась стратегически значимой для России в годы русско-японской войны в 1905 году. Так, по ней передвигались грузы для русских войск (обмундирование, оружие, продовольствие).
Однако вернёмся к главной теме нашей статьи.
Празднование дня железнодорожника временно прекратилось в период революции 1917 года. Возобновилось празднование лишь к середине XX века (около 1935 г.).
При И. В. Сталине праздник также праздновался в России, но уже другой датой: 30 июля, и новым названием: Всесоюзный Сталинский день железнодорожников. Чуть позже, в 1940 году, день железнодорожника стали отмечать в первое воскресенье августа, поскольку он выпадал на единственный выходной. Отметим, что этот день был почитаем, что подтверждается фактом: все ж/д учреждения приостанавливали свою работу.
С этой даты, уже более 80 лет данный день считается всенародным и празднуется именно 1-е воскресенье августа (как было указано ранее).
2. Статистика
В 1856 году в России общая протяжённость железных дорог составляла около 3-х тысяч километров. Приведём некоторые показатели в настоящее время:
v Общая протяжённость по Российской Федерации – более 85 тыс. км.,
v На 2021 год число человек, работающих в отрасли, составило почти 700 тыс.,
v Железные дороги занимают 1-е место по протяжённости электрифицированных магистралей, 2-е место по протяжённости в мире,
v Доля пассажирооборота Российской Федерации составляет 10%, а грузооборота – 20% в мире!
3. Важность ж/д деятельности
ООО «Малахит» реализует материалы верхнего строения пути.
Тел.: 8 (343) 301-0-333, Email: malaxitekb@yandex.ru.